www.style-slalom.ru
Вернуться к оглавлениюПервые шаги на роликовых коньках. Обучение детейКомпетентные мнения о некоторых моделях роликовКоманда Rollerblade. История роллерспорта в России. Отчеты о соревнованиях.

 

Золотая середина

Когда скучная, но столь необходимая для успешного катания база как следует освоена, можно переходить к изучению более сложных элементов. При этом полезно продолжать откатывать базу хотя бы в качестве разминки. Следует всегда помнить, что в слаломе все тесно взаимосвязано, и многие элементы нельзя освоить, не изучив более простых предшественников. Глупо сразу кидаться тренировать красивую комбинацию, не зная и не умея выполнять ее отдельные компоненты. Это будет бесполезной тратой времени и сил. При грамотном, поэтапном подходе к делу необходимые навыки быстрее и правильнее оттренируются, что обеспечит быстрый рост мастерства в дальнейшем.

Итак, что можно разучить на втором этапе:

Грейпвайн
(grapevine — англ. виноградная лоза) — элемент, пленяющий всех новичков своей витиеватостью. Довольно прост в исполнении, но требует постоянной тренировки, впрочем, как и все остальное.

как делать правильно:
• нарисуйте мысленно зигзаг, проходящий через конусы - это и будет траектория вашего движения
• вперед идет ведущая нога
• ноги по диагонали выполняют сначала полвосьмерки вперед, а потом полвосьмерки назад, объезжая второй конус. При этом, в верхней точке зигзага, ведущая нога уходит назад, а вперед выходит неудобная.
• внижней точке ведущая нога снова выходит вперед, чтобы заехать на следующий конус.

Типичные ошибки:
• прямые колени
• тело смещается вслед за ногами по зигзагу, в то время как должно смещаться вбок по прямой линии над конусами.
• отрывание какой-либо из ног от асфальта полностью или частично
• постановка ног в вершине любого из зигзагов на одно колесо.
Грейпвайн выполняется правильно только тогда, когда обе ноги без малейшего отрыва выполняют данное движение.

grapevine

Даблгрейпвайн
(double grapevine, двойной грейпвайн)

Этот элемент редко используется самостоятельно, зато служит отличным упражнением для тренировки обычного грейпвайна. Единственная разница между элементами заключается в том, что при даблгрейпвайне на один конус приходится сразу два движения (полвосьмерки вперед и полвосьмерки назад), и только потом происходит смещение на следующий конус. Практически получается грейпвайн в двойном объеме :)

Индепендент
(independent — англ. независимый)

Полностью рассинхронизированный кораблик. Этот элемент очень часто путают с вейвом (wave — англ. волна), когда ноги двигаются волнообразно, пропуская конусы между коньков.

Как делать правильно:
• исходное положение - кораблик
• колени слегка согнуты
• вес тела распределен по обеим ногам равномерно, иначе индепендент будет перекошенным
• попа подобрана под себя во избежание позы "на стуле"
• для разучивания индепендента полезно покатать кораблик, при котором одна нога заведена за другую. Ролики необходимо ставить как можно ближе друг к другу и попеременно менять местами: т.е. при движении боком надо заводить едущую второй ногу то с одной стороны ведущего ботинка, то с другой.
• еще одно полезное упражнение: езда корабликом по кругу среднего диаметра, при этом ноги должны отталкиваться поочередно. Можно ездить как лицом внутрь круга, так и лицом наружу.

Типичные ошибки:
• слишком сильно согнутые колени, низкий присед и, как следствие "откляченная" назад попа
• неравномерно загруженные ноги, перекошенная стойка
• полный или частичный отрыв передней ноги от асфальта. Ноги отрывать нельзя!

Катбек
(cutback) - достаточно простое, но необходимое для дальнейшего развития упражнение.

Как делать правильно:
• исходное положение — спиной к фишкам
• фактически катбек — это одновременное смещение вбок обеими ногами
• движение выполняется по таким же зигзагам как и грейпвайн, стаканы проходят между ногами
• на каждом зигзаге меняются ноги, т.е. например, если впереди ("под носом", а не по движению) шла левая нога, то на углу следующего зигзага вперед выйдет правая нога и т.п.

Типичные ошибки:
• прямые ноги
• заглядывание назад из-под подмышки, при это тело забавным и совсем неэстетичным образом изгибается. При этом упражнении лучше всего выучится не смотреть назад вообще.
• отрывание колес от асфальта. Сначала будет тяжело, зато потом неплохо разовьется пластика движений и значительно повысится маневренность.

cutback

Катбеки часто используются при составлении переходов между элементами и программ, поэтому уметь их делать хорошо — это жизненная необходимость. Также можно разучить несколько забавных разновидностей этого трюка — катбеки на двух фишках и катбек на одной фишке. Зрелищно и несложно. При выполнении этих упражнений главное — помнить, что тело не должно смещаться следом за ногами, оно ВСЕГДА остается над стаканами!

Кикбек
(kickback) - выполняется точно также как и катбек, только надо встать лицом к фишкам и ноги будут меняться не спереди, а сзади как бы "подбивая" идущую впереди ногу.

kickback

Маленькая хитрость: чтобы облегчить себе освоение этого элемента, вытяните руки в стороны и тянитесь за ними синхронно с выполнением шагов кикбека.

Полезно научится делать кикбек на одном стакане - это простое движение позволяет неплохо отдохнуть во время выполнения программы.

Икс
(Х) - это упражнение — база для освоения всех прыжковых элементов. Очень полезно уметь делать с обеих ног.

Как делать правильно:
• представьте, что вы стоите боком к началу дорожки, ноги стоят параллельно на ширине плеч.
• далее ноги одновременно с телом сильно сдвигаются влево следующим образом: левая нога уходит мыском вперед по диагонали влево, а правая — тоже влево, но пяткой вперед.
• в середине между следующими фишками ноги меняются: правая выходит вперед и едет влево вперед носком, а левая уходит назад, но пяткой вперед. И так можно повторять до бесконечности. Главное, научиться смещаться вбок, ставя ноги по диагонали и постоянно меняя их местами.

Типичные ошибки:
• прямые ноги
• смещение тела с линии стаканов. Оно должно держаться точно над линией, иначе ноги постоянно будут отъезжать от фишек.
• отрыв ног от асфальта, ролики должны ехать как по рельсам всеми четырьмя колесами!

Х

Из икса плавно вытекает и простейший прыжок иксом, который выполняется точно также как и икс, только смещение происходит не за счет скольжения, а за счет прыжка. Выполняя этот элемент, надо тщательно следить за равномерным распределением веса по обеим ногам (иначе прыжок будет выглядеть кособоким), за ровным положением тела (не клониться вперед), а также за сгибанием коленей при выталкивании (они работают как пружинки) и при приземлении (работают как амортизаторы). Прыгать также необходимо научится с обеих ног.

Шоппингкарт
(shopping cart) — фактически это уже комбинация элементов: ванфута и икса.

Как делать правильно:
• встаем лицом к началу дорожки
• ведущая нога становится опорной, т.е. вес тела практически полностью переходит на нее
• ведущая нога находится спереди и объезжает стаканы как при ванфуте, т.е. "изображает" волну
• вторая нога работает "маятником", огибая 1ый стакан по диагонали пяткой, а 2ой носком и т.д. до конца дорожки
• элемент необходимо делать с обеих ног, а также спиной вперед с обеих ног. При этом "метущая" нога будет находиться спереди "под носом"
• сначала проще всего выучить движение вперед с удобной ноги, потом с неудобной, а уж после назад с удобной и неудобной соответственно.

Типичные ошибки:
• слишком сильный наклон вперед, тело должно стоять практически прямо
• прямые или слишком сильно согнутые колени, необходимо найти золотую середину
• отрыв "метущей" ноги от поверхности

shoppingcart

Даблшоппингкарт
(double shopping cart) — это комбинация уже нескольких элементов, слившихся воедино: индепендента, задней восьмерки, индепендента и передней восьмерки. Затем последовательность "звеньев" цепочки повторяется. На мой взгляд, при освоении этого трюка главное - не торопиться и не отрывать ноги от поверхности, что гораздо труднее нежели движение с отрывом ног. Однако первый вариант предпочтительнее для развития вестибулярного аппарата и пластики движений.

Чем плавнее и ровнее вы катаете слалом, тем лучше это выглядит. Бывают роллеры, отличающиеся резким, порывистым стилем, но это скорее исключение из правила, так как резкие движения очень часто выглядят просто как "расколбас", т.е. неумение управиться с собственными ногами и телом.

У даблошоппингкарта есть много разновидностей, самые популярные, пожалуй, это:

• даблшоппинкарт с поворотом
• даблшоппинкарт через свитч-индепендент

Лучше всего их осваивать уже после того как будет оттренирован базовый вариант шоппингкарта, который, кстати, необходимо уметь делать с обеих ног.

Элементы на двух колесах
Для простоты разделим их на несколько групп:

• группа переднего и заднего колеса — передняя нога ставится на пятку, а задняя на носок.
• группа передних колес — катание на передних колесах, т.е. на носках
• группа задних колес — катание на задних колесах, т.е. на пятках
• прочие элементы на двух колесах

Элементы первых двух групп выполняются довольно часто, в то время как трюки группы "задних колес" практически никем не выполняются. Остановимся на первых двух и на последней подробнее.

Переднее и заднее колесо

Монолайн на переднем и заднем колесах - самый простой элемент этой группы. Подробно описан в статье про базовые элементы.

Этот элемент можно выполнять как вперед лицом, так и вперед спиной. Для "спины" требования те же. Только не забывайте смотреть через плечо куда вы едете.

Очень эффектно выглядит разворот на фишках с переднего монолайна на задний. Сначала это упражнение необходимо тренировать вне стаканов, научившись поворачивать на 180 и 360 градусов и двигаясь при этом по прямой, а не мотаясь из стороны в сторону.

На фишках проще "крутить" 180, при этом передняя нога будет опорной, т.е. именно вокруг нее задняя нога будет осуществлять вращение.

Крисс-кросс на переднем и заднем колесах — требования те же, что и к монолайну, только ноги скрещиваются как на обычном крисс-кроссе. Можно выполнять вперед спиной. Это хорошее упражнение для развития вестибулярного аппарата.

Передние колеса

монолайн на передних колесахМонолайн на передних колесах

Как делать правильно:
• обе ноги ставятся на передние колеса
• ведущая нога стоит впереди
• колени слегка согнуты, а тело минимально изогнуто назад, чтобы скомпенсировать сгиб коленей
• вес распределен равномерно на обе ноги
• центр тяжести располагается посередине между обеими ногами

Типичные ошибки:
• колеса не выставлены четко в одну линию
• вес тела сильнее перенесен на какую-либо из ног, что вызывает "перекос" "конструкции" и затрудняет движение.

Эти упражнения можно выполнять и вперед спиной — требования те же.

Также полезно освоить повороты на передних колесах на 180 и 360 градусов. Технология освоения та же, что и при катании на переднем и заднем колесах.

Крисс-кросс на передних колесах - требование те же, что и к монолайнам. Освойте и крисс-кросс спиной вперед.

кораблик на пяткахПрочие элементы на двух колесах Их есть невероятное множество :) и в ваших силах изобретать новые. Я не буду останавливаться на подробном описании каждого из них, просто перечислю некоторые, самые распространенные. Умея делать все вышеперечисленное, вы без особых проблем сможете освоить такие элементы как:

кораблик пятка - носокКораблики на двух колесах. Часто встречаются:

• кораблик на пятках
• кораблик - пятка - носок
• кораблик на мысках - уже реже
• индепендент на пятках
• вейв на пятках



Грейпвайн на передних колесах
 — очень сложное упражнение, требующее хорошей слаломной тренировки, закалки, сильных ног и хорошо развитого вестибулярного аппарата.

Спешиал (special) - это икс на передних колесах. Очень полезное упражнение, особенно если уметь его делать с обеих ног. Главное, не давайте телу смещаться с линии стаканов и все получится. Спешиал часто используется в программах.

Даблшоппингкарт на двух колесах - вполне выполнимая задача при надлежащем терпении и тренировках.

Не останавливайтесь на перечисленном, придумывайте собственные трюки, ведь оригинальность исполнения очень ценится. Помните также, что элементы на двух колесах - это первые шаги на пути к ванвилам, или катанию на одном колесе, что входит в обязательную программу для соревнований. Так что отнеситесь к ним с должным вниманием.

Собственно, сказ о "золотой середине" подошел к концу. Осталось поговорить о комбинациях элементов. Освоив все выше перечисленное, вы уже в состоянии составлять и тренировать комбинации трюков, а то и сделать простую программу ради интереса и тренировки. Я не буду перечислять самые распространенные комбинации, их легко можно подсмотреть у более опытных товарищей на разминке. А даже если и нельзя, то тем лучше, собственная фантазия сможет подсказать вам немало оригинальных движений.

Никогда не стремитесь копировать известных роллеров, это сразу заметно опытному взгляду. Таких горемык моментально прозывают "клонами" и лестного в этом весьма и весьма мало. Используйте чужие комбинации для тренировок (желательно с разрешения автора), или как стартовую площадку для собственных идей, но никогда слепо не повторяйте за профессионалами. Заимствование трюков происходит довольно часто, но комбинации практически никогда не должны копироваться, иначе клоны заполонят слаломный мир, а слепо копирующий роллер никогда не приобретет собственного стиля, который, кстати, строго оценивается на соревнованиях.

В заключение хочу напомнить, что базовые трюки, а особенно трюки "золотой середины" необходимо накатывать не в комбинациях, а отдельно, т.е. каждым элементом проезжать не три фишки, а всю дорожку из 20. Ведь это жизненно необходимый фундамент для освоения более сложных элементов и составления в конечном итоге программы для соревнований. Удачных тренировок и нескучного катания!

P.S. Спасибо Skali и www.cskroller.com за предоставленные схемы.

 

 
 
Права на все материлы подтверждены автором
Любое воспроизведение материалов возможно только с письменного разрешения